Продуктовая аналитика и работа с квазипродуктом: интервью с product manager Тинькофф

Мы продолжаем задавать вопросы специалистам из Тинькофф, чтобы узнать, как изменилась аналитика данных за 10 лет и что нужно, чтобы пройти собеседование.

Продуктовая аналитика и работа с квазипродуктом: интервью с product manager Тинькофф


Виталий Лихачев:

Я работаю в Тинькофф 10 лет. Моя должность называется Product Manager, но на самом деле я совмещаю разные роли: и управление продуктом, и управление проектом, и числовую аналитику, и тестирование, и (иногда) составление технических заданий. В общем, всякое бывает. Вообще, у меня богатый опыт в продуктовой и числовой аналитике.


 

Чем продуктовая аналитика отличается от других видов?

Продуктовая аналитика — неотъемлемая часть продукта, который ты развиваешь. Всегда хочется, чтобы он был более качественным, чтобы у него было больше довольных пользователей и чтобы продукт был наиболее выгодным. Для того чтобы всё это понять и просчитать, необходимо заниматься продуктовой аналитикой: с ее помощью можно определить, что в продукте можно усовершенствовать и как его развивать дальше.

С какими продуктами работаете лично вы?

У меня квазипродукт: сейчас я работаю с клиентским обслуживанием. У нас есть контактный центр, в который клиенты обращаются с помощью чатов и звонков. Для бизнеса с одной стороны это затратная штука, с другой стороны — это его лицо. Мы должны  как работать над повышением эффективности операционных процессов, так и повышать качество сервиса! 

Сейчас появляется множество новых программ в университетах, которые готовят специалистов по аналитике данных. Где учились вы?

Я окончил МФТИ по программе «Прикладная математика и физика». Когда я пришел в Тинькофф, не знал, во что это выльется: заниматься приходилось много чем и можно было переключаться с одной роли на другую. Пока компания была небольшой, все делали всё. Но по мере роста все эти роли начали «кристаллизоваться» и стали появляться полноценные отделы, которые специализируются на той или иной аналитике. 

Как изменился рынок аналитиков за то время, пока вы работаете?

Общаясь с новыми кандидатами, участвуя в собеседованиях, я заметил, что несколько лет назад случился качественный сдвиг и сейчас к нам приходит гораздо более осознанная молодежь, которая точно знает, чего хочет. Я таким не был. Когда я вышел из института, я просто увидел вакансию «бизнес-аналитик в Тинькофф» и решил попробовать устроиться. Сейчас же, видимо, у ребят есть какие-то практики и стажировки и они четко понимают, какие у бизнеса бывают задачи и чем они могут заниматься. В общем, люди приходят трудоустраиваться с более осознанной позицией. 

Что нужно знать и изучать для того, чтобы устроиться  аналитиком?

Мы на собеседованиях не проверяем знаний каких-то теорем. Но, например, если ты риск-аналитик, очевидно, что ты должен хорошо разбираться в теории вероятностей. Соответственно, и на собеседовании будут  задачи по этой теме. В целом мы ожидаем от ребят хорошей базовой математической подготовки, латерального мышления и способности отличить правильные выводы от неправильных. Но на самом деле самое важное — чтобы человек был обучаем и открыт ко всему новому. Мы думаем, что своим свежим взглядом молодые специалисты могут ощутимо влиять на бизнес. 

Как вы представляете себе сферу аналитики в будущем?

Как и в любой сфере, у нас появляются новые продукты, которые будут брать на себя какую-то простую функцию — например, автоматически что-то считать. Появляются «фреймворки» в программировании и веб-разработках, появляются библиотеки, из которых аналитика собирается автоматически. Такие штуки автоматизируют простые вещи, и эти технологии будут внедряться везде. 

Вы упоминали, что попали в Тинькофф в каком-то смысле случайно. Если бы не аналитика, то какую профессию вы бы выбрали?

На старших курсах меня стали интересовать построения разных моделей, их оптимизация. Была возможность устроиться в компанию, которая выполняет численные моделирования для разных заказчиков. Например, просчитывание профиля крыла для Boeing. Еще, помню, ходил собеседоваться бизнес-аналитиком в Билайн. Вообще, главное — чтобы работа была интересной, чтобы она тебя «драйвила». Сейчас меня искренне радует, что я быстро вижу результат своей работы. По горячим следам я наблюдаю, как-то, чем я занимался, начинает работать. 

Анализ данных в 5 словах — это…?

«Тааааак…», «что тут», «да ладно», «ого», «вот как».

Каков главный навык при работе с данными?

Умение посмотреть на себя и на свою работу со стороны. 

Что нужно любить, чтобы стать классным аналитиком данных?

Любить себя и любить приносить пользу. 

Что бы вы сказали абитуриенту программы «Анализ данных»?

Завидую тебе, чувак! (Смеется.)