Информация для финалистов

На заключительном этапе вам предстоит разработать проект – провести эмпирическое исследование на реальных данных одной из баз, к которым вы получите доступ. Список баз данных, их описание и короткую видеопрезентацию можно найти на специальной странице.

Выполнять проект одному нельзя – вам предстоит объединиться в команду с другими финалистами и совместно выбрать наиболее приоритетные базы данных, на основе одной из которых вы будете готовить ваше исследование. 

ВАЖНО: в олимпиаде DANO, в отличие от множества других олимпиад, заключительный этап начинается с момента оглашения списка финалистов, он делится на заочный и очный периоды. В ходе заочного периода участники в составе своих команд готовят эмпирический исследовательский проект. Во время очного периода команды презентуют свой проект, получают рекомендации от экспертов, дорабатывают проект, и финально защищают его перед жюри. 

Памятка участника

В ней вы найдете всю важную информацию по организационным моментам участия в заключительном этапе. 

Ознакомиться с памяткой

  • Заочный период

    8-14 ноября

    формирование команд участниками

    15-16 ноября

    формирование команд из тех, кто еще не вошел ни в одну из коман

    17-18 ноября

    заполнение формы предпочтений от команды

    19 ноября

    распределение команд по базам

    20 ноября – 12 декабря

    подготовка проектов

  • Очный период

    13 декабря

    заезд и размещение, регистрация, торжественная церемония открытия

    14 декабря

    предварительная защита исследовательских проектов, образовательная и досуговая программа

    15-17 декабря

    доработка исследовательских проектов, образовательная и досуговая программа

    18 декабря

    итоговая защита исследовательских проектов

    19 декабря

    торжественная церемония награждения, отъезд

Шаг 0: знакомство

Присоединитесь к телеграм-каналу для финалистов и вступите в чат финалистов (ссылки направлены на email и в смс). 

В телеграмм канале для финалистов будут публиковаться важные объявления от организаторов, обязательно включите оповещения в нем!
Общайтесь между собой в телеграм-чате для финалистов, устраивайте видеовстречи, узнавайте интересы друг-друга, ищите единомышленников, с которыми вам было бы комфортно работать. Это, пожалуй, один из самых эффективных способов найти себе команду. 

Шаг 1: распределение по командам

До 14 ноября вам необходимо объединиться в команды от 3 до 5 человек – меньше 3 человек команда быть не может, выполнять проект вдвоем и тем более одному нельзя! Мы рекомендуем создавать команды из 5 человек, чтобы эффективнее распределять ресурсы между задачами и иметь больше идей для обсуждения. Опыт показывает, что 3-х или 4-х человек не всегда хватает на все задачи, которые необходимо решать в процессе подготовки проекта. Помните, что один из навыков, которые проверяет олимпиада – умение работать в команде. 

Что делать, если у вас нет команды?

1. Присоединитесь к каналам и чатам баз данных в Telegram.  В них будет публиковаться основная информация по конкретным базам данных. Общайтесь в этих чатах и находите единомышленников, с которыми вы могли бы работать и дальше. Обсуждайте с ними возможные направления исследований по этим базам. В каждом чате будут менторы, которые помимо консультаций по базе данных, будут помогать вам формировать команды. 

2. Устраивайте видеовстречи, чтобы познакомиться друг с другом и найти точки соприкосновения. Приглашайте других участников обсудить с вами интересующие вас темы. Если не справляетесь сами – всегда можно попросить менторов помочь организовать встречу. 

Если ваша команда сформирована – выберите лидера команды, он должен внести сведения об участниках и названии команды в личном кабинете до 14 ноября включительно.

Внимание: если вы собрали свою команду из участников одного из чатов, посвященного конкретной базе данных, то это не означает, что вы будете работать именно с этой базой данных! Команда – это коллектив, в котором вам должно быть комфортно работать и общаться, и с членами которого у вас совпадают предпочтения по базам данных и возможным темам исследований.

Если вы не смогли присоединится ни к одной команду до 14 ноября, то мы случайным образом объединим вас в команду с другими участниками, которые также не смогли найти себе команду. Для этого будет необходимо заполнить специальную форму, ссылку на нее мы пришлем 14 ноября.

Шаг 2: распределение по базам данных

Мы публикуем базы данных и описания к ним в специальном разделе на сайте, чтобы вы могли найти то, что вам наиболее интересно. В чатах баз данных будут менторы, которые смогут ответить на ваши вопросы, с ними можно обсудить возможные направления исследований и понять что вам нравится больше, а что меньше. С менторами также можно договорится на организацию живого общения в виде вебинара, где обсудить интересующие темы между собой. Тем не менее, каждая база имеет ограниченное количество мест, то есть на ее основе нельзя сделать бесконечное количество проектов, поэтому на каждую базу данных будут распределено определенное количество команд. 

Как будет происходить распределение?

Вы должны проранжировать (от наиболее интересной к наименее интересной) базы данных, исходя из общего мнения команды. 17-18 ноября лидеры команд заполняют форму (ссылка на форму будет отправлена капитанам на электронную почту 17 ноября) и указывают предпочтения относительно баз. Вам предстоит упорядочить все базы данных и распределить их от наиболее желаемой к наименее желаемой. 

Если лидер команды заполнил форму несколько раз, указав разные последовательности приоритетов, то будет принята во внимание только последняя запись в форме.

Если к концу 18 ноября форма все еще не будет заполнена, то команда будет распределена на одну из баз, где будут свободные места случайным образом. 

Собрав все предпочтения команд, запускается распределительный алгоритм. ВНИМАНИЕ! Если вы укажите одну и ту же базу в двух приоритетах, то алгоритм не сможет распределить вас корректно, в таких случаях вы будете приписаны к любой базе, на которой останутся места после процедуры распределения команд с корректным упорядочиванием приоритетов. Будьте внимательны при указании предпочтений в форме. 

Распределение команд по базам данных и кменторам будут опубликованы 19 ноября. С этого моменты вы можете приступать к работе над проектом.

Шаг 3: Работа над проектом

После того, как алгоритм определит для вас базу данных, вы должны будете присоединится к соответствующим каналу и чату в телеграмме. 

Скачайте базу данных со специальной страницы, изучите ее более внимательно: посмотрите на переменные, посчитайте описательные статистики, постройте предварительные графики и таблицы, обратите внимание на выбросы.

Начинайте обсуждать между собой в команде возможные темы исследований, советуйтесь с ментором. Задача ментора – помочь вам с идейной и технической реализацией вашего проекта.

Продумайте все детали: исследовательский вопрос, гипотезу, механизм, обсудите с ментором.

Разработайте дизайн исследования: 

  • что вам нужно для того, чтобы ответить на исследовательский вопрос
  • что нужно чтобы проверить ту или иную гипотезу
  • какие таблицы и графики вам понадобятся
  • какую информацию из них можно извлечь
  • как интерпретировать получаемые результаты
  • помогает ли это в вашем исследовании
  • несет ли полезную информацию
  • действительно ли эти построенные таблицы и графики необходимы и продвигают ваш проект или может быть необходимы другие
  • какие методы и модели вам нужны 
  • в какой последовательности выполнять все расчеты и построения

Обращайте особое внимание на то, что все эти процедуры должны быть оправданы и продвигать вас в направлении поиска ответа на исследовательский вопрос. Обсуждайте между собой, советуйтесь с ментором.

Распределите задачи между членами команды. Установите сроки. Придерживайтесь взятых на себя обязательств и данных друг другу обещаний – делайте все в срок. Обсуждайте между собой полученные результаты, ищите наиболее удачный способ проверить ваши гипотезы, наиболее удачные графики и таблицы. Советуйтесь с ментором, обращайтесь к нему за помощью – его задача помочь вам отобрать правильные идеи и подсказать как их технически реализовать.

Заведите общее облачное пространство где будут хранится все ваши результаты. Структурируйте, создавайте необходимые папки, называйте папки и документы говорящими именами, оставляйте комментарии.

Шаг 4: Подготовка к защите проекта

Защита проектов пройдет в очном режиме. Ваша команда приедет в Москву и будет защищать проект перед экспертной комиссией.

Соберите все части проекта в единую презентацию. Презентация – основной результат, то, чем вы будете отчитываться по проекту. Будьте готовы показать и рабочие материалы: расчеты в том программном обеспечении, которым вы пользовались, скрипты с кодами, если вы использовали для работы Python или R .

Проверьте, что презентация имеет все необходимое: титульный слайд, на котором указано название проекта и ФИО исполнителей, слайд с описанием использованной базы данных и расшифровкой переменных. Возможно, содержательные части презентации следует разбить на разделы, подумайте на какие. Обязательно наличие слайда с заключением, где кратко представлены результаты и выводы, возможные рекомендации для социально-экономической политики на основе результатов вашего исследования.

Проверьте, что содержательная часть презентации включает в себя все необходимые графики и таблицы, что все грамотно структурировано на слайдах, даны краткие пояснения, выдержан единый стиль, подобраны читаемые шрифты и не режущая глаз цветовая гамма. Избегайте украшательств – это научный стиль, не должно быть ничего лишнего. Советуйтесь с ментором о логике построения презентации и о ее визуальной форме.

Подготовьте рассказ о вашем проекте. Распределите роли, кто что будет рассказывать, но помните, что каждый из членов команды должен разбираться во всем проекте, уметь объяснить любую его часть, уметь прокомментировать любой график или таблицу, любой слайд. Проверьте тайминг: вы должны уложиться в своем рассказе за 15 минут. Потренируйтесь друг перед другом, расскажите ваш проект друзьям или другим финалистам (устройте видеоконференцию), получите от них советы: что было непонятно, где нужно подробнее, где нужно сократить. Проведите свою презентацию ментору, прислушайтесь к его рекомендациям. 

Будьте готовы ехать на очную часть финала. Не забудьте взять с собой все необходимые материалы и ноутбуки для работы.

Шаг 5: Презентация и защита проекта

Заезд всех команд в парк-отель, где будет проходить финал, состоится 13 декабря. В этот же день пройдет ряд организационных мероприятий, будет объявлен график презентаций проектов перед экспертами. Используйте свободное время для подготовки. Получите рекомендации от ментора.

14 декабря каждая команда в соответствии с графиком презентует свой проект перед экспертами. Время на презентацию – 15 минут, после чего эксперты зададут уточняющие вопросы и дадут рекомендации по доработке проекта. Прислушайтесь к советам - что нужно изменить и как. Обсудите полученные рекомендации между собой и с ментором. Подумайте как их лучше всего реализовать, в какой мере возможно за короткий срок их выполнить, выберите самую подходящую стратегию по доработке проекта.

15-17 декабря у вас будет время на доработку проекта. Обсудив между собой и с менторами полученные рекомендации, распределите задачи по доработке проекта между собой. В парк-отеле будет интернет для работы, но мы также рекомендуем заранее приобрести сим-карту МТС, чтобы не зависеть от Wi-Fi и использовать также мобильный интернет. Используйте время рационально, чаще советуйтесь между собой и с ментором по содержательной и технической части выполнения рекомендаций. Не забывайте отдыхать. В эти дни вы также сможете принять участие в образовательной и досуговой программе.

Подготовьте обновленный вариант презентации и выступления. Порепетируйте, пригласите ментора и других финалистов – пусть они дадут фидбэк по вашему выступлению. Обсудите между собой и с ментором что еще можно в нем улучшить. Подумайте о его слабых и сильных сторонах, вам могут задать вопросы и о том, что вы не сделали, но могли бы сделать, будьте готовы отвечать и на такие вопросы.

Вечером 17 декабря будет объявлен график финальных защит перед жюри.

18 декабря каждая команда выступит перед комиссией экспертов и презентуют свой проект. Время на презентацию – 15 минут, после – вопросы комисси экспертов. Вопросы могут быть заданы любому члены команды.

Жюри будет оценивать ваш проект по нескольким критериям

Количество баллов, которые команда получит за свой проект, будет объявлено на следующий день, 19 декабря, после всестороннего обсуждения выступления команд. 

Апелляции по результатам оценки проектов не предусмотрены.